Истории, воспоминания, бывальщина, небывальщина, просто мысли...
Кому есть, что сказать - говорите!
"бояны"
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12022-11-24 17:42:55
Поделиться22022-11-24 17:43:24
СТАРИКА
Выдались нечаянные выходные в командировке..
Достопримечательности местного районного городка были уже осмотренны; отоспаться - отоспался предыдущим днём...
Читать не хотелось. Решил побродить по окрестным полям - поглазеть, тишину послушать... Устал от нескончаемого грохота стройки...
Вышел из посёлка - слева стройплощадки базы, прямо - трасса областная, направо польцо в порыжелой траве и через него вихляется грунтовка к темнеющему вдали перелеску... Туда я и отправился...
Конец октября, морозец ночной ещё "не отпустил" и под ботинками хрупали черепушки льда, оставшиеся от прошлонедельного снега...
Это было странно-непривычно после грохота экскаваторов и бульдозеров, гула тяжёлых самосвалов, после визга "болгарок", воя лебёдок... И воздух пах снегом и мокрым сеном, а не дизельным выхлопом и горелым металлом...
Грунтовка твёрдая, в комьях замёрзшей грязи и тусклых, запылённых пятнах льда на лужах... Шагается легко.. Вокруг травостой по пояс, сухой, блеклорыжий... Некошенный. Кое-где начавший ложиться под дождями и первым , сейчас стаявшим, снегом...
За два часа прошёл я несколько полей, пока добрался до лесочка, окружавшего небольшое, затянутое льдом , то ли озерко, то ли болотце.
Присел на поваленное дерево, достал из кармана маленький термос с кофе, из другого - "соточку" бренди и шоколадку...
"Подкрепился". Покурил.
И пошлёпал обратно...
Всё! Как бы...
Ан не совсем!
Урезал я километров с двенадцать-тринадцать....
И всё по непаханным несколько лет полям, с некошенной несколько лет травою...
Кое-где уже сизо задымились поднимающиеся рощицы осинника..
И не увидел я на всех этих километрах ни одного вспаханного или засеянного клочка, ни одного выкошенного участка, ни одного стога...
Гнили вокруг, сколько взгляда хватало, тысячи тонн сена, втуне лежали жирные чернозёмы...
И это не в тайге глухой и не в тундре - пустынь эта...
В центре тамбовщины...
У нас Россия говядиной объелась? От масла с сыром тошнит? Творог в горло не лезет?
Почему брошены земли оказались? Плодородные тамбовские чернозёмы...
Некому обрабатывать.
Нет людей...
Посёлок живёт строительством нефтебазы, больше половины населения - такие же как я командированные вахтовики...
На земле не работает никто. Совсем.
Не сумевшие устроиться на нефтебазу или на обслугу армии строителей, попросту уехали - "не было работы"...
Отредактировано DonKat (2022-11-25 07:15:12)
Поделиться32022-11-25 10:26:33
СЕМЬ ЗАГИБОВ НА ВЕРСТУ
Жила-была деревенька.. Бог знает - сколько? Кто говорил - полтораста лет, а кто и - все двести...
Небогато жила. Край такой - не разжиреешь. Супеси да подзолы, да болотца моховые, земелька скромная.. Однако ж хлебушка давала... Не щедрые места, но жить можно.. Не рожью возьмёшь, так ячмень уродит, ячмень непогода вылущит - просы выйдут... Не ленись, поклонись земле, потом её полей - а уж она, матушка, не выдаст...
Вот и жила небогатая деревенька в тихом углу между клином лесным и болотами.
По праздникам и на свадьбы пиво варила, зимой, снегами заметенная по стрехи, - на печи лежала.. А уж как по весне Еремей повелит - "запрягай", запрягала лошадок в работу да и сама, едва ль не больше тех лошадок, упиралась...
Пахала, боронила, сеяла да косила, жала да возила, молотила-веяла...
А там и снова покровки, сговоры и свадьбы... Суши, божатко, ячмень; мели да ставь постав сбраживать на пиво.... Помогай, хрестная матерь, с приданным крестой дочери... А и без смотрин-зарученья - запрягай, мужичок, лошадку, езжай на ярманку... Целковый он и есть целковый - и мышь не съест и ржа не сточит..
Ярманка не так, чтобы далёко.. В большом селе Тароватое, что на тракте...
Запряжёт мужик, погрузит на телегу пудов 20-25 хлебушка, и поедет.
Три версты до речки, да от мостика две - до запани.. Тут с оглядкой надо - не ровен час не угадаешь или придремлешь - съедешь с гати. Беда. И сам намаешься, и лошадей замаешь, пока на твёрдо выберешься.. А то и колесо изломаешь - чеши потом в затылке..
Но бог не без милости - не попустит. А как запань проедешь - так и держи всё лугами, всё лугами по над речкою... а через шесть верст тебе и большак - кати, будь надёжен! Мимо не проедешь, прямо в трактир и упрешься... Тут тебе и ярманка. Сторгуешь хлебушек - бери, чего требуется по хозяйству - соли, там, скобяное что.. А то товару сапожного... Да бабам на мохры ситцу какого... Чай-сахар - не хуже ж прочих. Самосильный хозяин. Детворе гостинцев, девке галантереии тоже надо - заневестилась девка.
Ну и себя не забудь, - магарыч то само собою, как водится, а и косушку в обратную дорогу взять - обыкновенно.. Да гляди мужичок, не присни с хмельного-то, запань-то помни - не обмишулься...
Под мухой и не заметишь, как они, обратные версты, прокатились...
Вот и двор родной, домашние встречают..
Дома - слава Богу. Всё благополучно.
Многое пережила деревня: и барина-самодура, и покруты в солдатчину, и как волю объявили, и германскую, и гражданскую... Не без кислого приходилось. Ну дак что ж? Бог терпел...
И коллективизацию пережила. И войну проклятую, лютую - пережила. Худо было! Обезмужичила деревню. Надорвались бабы на работище, дети намучались, старики раньше сроку в землю легли.. А выдюжили! И голодуху злую выдюжили!
Где гиглями-щавелем, где лебедою-крапивою, горсткой крахмала, плошкой молока снятого, жменькой мучицы гороховой да колючими жмыхами, а отстояли бабы русские детишек, выходили.
И снова парни подросли, девки заневестились.. Гармошка запиликала на вечорках...
Оперилась деревня! МТФ новый построили, клуб завели. Даже радиву из Тароватого... То бишь как его? Коммунарного.. Да. Радиву, значит, из району протянули.. Кино приезжало. Автолавка кооперативная..
И чего б не жить-то?
А вот не случилось.
Не пережила деревня нечаянной напасти - грузовика-трехтонки.
Это зверь сурьёзный. Это не двадцать пудов.. А все двести. Да сам, дурак железный - кто его важил? А дороги наши - известные: черт мостил, да испакостил...
У телеги колея узенькая, полтора аршина с четвертью, колесо узенькое - прорежет раскисшее до твердого, а катится.. Колея сплылась да засохла, как вёдро настало...
А машина - дело иное... Тут уж колея, так колея... раз проехал, два проехал - шабаш! Не суйся!.. Рядом езжай, а то ухряснешь по самое - не балуй... Потом промеж цель.. потом - снова рядом... и снова промеж..
Ох и размесили ж, ох и разжулькали... Сколько эти хляби крови фОферам попортили, сколько рессор поломали, карданов порвали, сцеплений сожгли - никому не сосчитать. Сколько мата на них вылилось, грязного, паскудного, стыдного - и небу совестно...
Да что толку - мат мосты не мостит, бут не бутит...
Вот тебе и автолавка с кином!?. Её ж трактором волочить надо от самого большака одинадцать верст.. Да обратно столько же.
А лошадок-то и не осталось - свели конюшню на Центральную усадьбу, да на "железного коня" смяняли...
А где он - конь тот? В МТСе... А мэтеэсовский директор сам по себе, что ему тот председатель колхозный? У него своё начальство... Поди - выпроси у него машину, коли план горит по вывозу удобрений...
А тут бабе время приспело - родить пора... Раньше старухи-повитухи это дело промыслили, да перемёрли все. Теперь в больницу надо б.. А как?
Тут и пёхом здоровому не пролезть - колеи выше колена...
Митрич, вон, вторую неделю животом мается.. Да не проедет машина по этакой страсти господней...
Надо в город подаваться! Там тебе и кино и культура всякая.. тиливизар...
А тут за куревом в город съездить - до большака ещё добраться надо, до автобуса..
Глянешь - страх берёт...
Я стоял на взгорочке и смотрел вниз - на изрытое колдобинами, бочажинами, колеями, изгаженное торчащими, как надолбы, обломками досок, жердей, бревен ... пространство, что ли?.
В зелени ряски бультыхались лягушки... рогоз торчал коричневыми початками, дружно взялась ольха и осина... уже серьёзные дерева вымахали...
Эта полоса, шагов в четыреста шириною, тянулась на километры вдоль берега сонной, мелкой и топкой речонки...
Это была "дорога".
Когда-то это были луга...
За спиною, километрах в трёх, осталась мёртвая безлюдная деревня...
Эти три километра от деревни до реки - бывшие поля. Сейчас они нарядно белели березняком. Берёза появляется лет через 10-12..
Этим берёзам было уже под 30...
Значит поля брошены годов с 80-х...
Чем же ты жила, деревня, ещё 20 лет, пока бог не прибрал последних твоих старух?
Стоял, курил...
А в груди тонкой стальной проволокой наматывался клубок мстительной злобы: это я вам, гадам, тоже припомню.. за это вы, выблядки беспамятные, тоже заплатите...
Кому я грозил? Кто "они"?
Отредактировано DonKat (2022-11-29 18:05:23)
Поделиться42022-11-29 03:11:36
СЛЕДЫ
Попалась мне в руки старая карта - ещё 62-го года...
Рассматривать и читать карты мне с детства нравилось. И эту я, по привычке, начал разглядывать, автоматически отмечая отличия от ранее известной мне карты-километровки... Их было не так, чтобы много, но вот посёлок, которого на новых редакциях карты уже не было, я, разумеется, пропустить никак не мог...
Полез в ящик с документацией... Нашёл новую карту...
Все верно. Лесной массив... Ни дорог, ни ЛЭП, ни противопожарных просек... Тем более - никакого поселка.
На старой карте - вот он! ************!
Честь по чести - название, отчёркнуто число "260", дорога прорисована и вдоль дороги - "воздушка"...
Сделал в памяти заметку. И надо ж - буквально через пару недель пришлось ехать как раз в те места.
Когда решились рабочие вопросы с проживанием, размещением техники, площадкой под выгрузку и тп., поинтересовался:
- А посёлок ************ далеко отсюда?
Ответом было недоумение:
- Какой ************?
В общем, никто моложе 40 лет ничего о посёлке не знал... Подсказал мне лишь, менжующийся возле магазина, помятый мужик (предварительно потребовав "закурить вкусную" и "на бутылку пива"), лет 60-65-ти, что, мол, да, был такой... Только, вряд ли кто и сумеет объяснить - где... Потому что дороги больше нет... и поселка больше нет... А был он "там", "вот как наверьх, а потомачки чуть понизу"...
Масштаб карт различался впятеро. Но я был уверен, что найду место, где был посёлок.
260 жителей, это, - самое меньшее, - 60-70 домов.. Какие-то следы всё равно останутся. Не бывает такого, чтоб вообще бесследно всё пропало... Если знаешь, как искать и умеешь смотреть (а я знаю и умею! учили этому.) - найдёшь.
Следующий день был "пустой" - ждать прибытия техники и приезда людей...
Разумеется - я отправился искать посёлок.
Покидал в рюкзачок термос, полторашку газировки, консерву, батон и кусок сыра и с утра "подрал" (иначе это не назовёшь; это по старому, зрелому лесу "ходят", через молодой, с подростом-мелколесьем именно "продираются"... и выбираются "подратые" - лучше некуда)))...
Часа через три я добрался "наверьх", а еще через пол-часа обнаружил прогалины и полянки "чуть понизу"..
Но это было не то, что мне нужно - это были лесные поляны.
Естесственные лесные поляны зарастают много медленней, чем перепаханные поля или сами деревни. Особенности биоценоза...
Но по рельефу я определил, что вышел правильно и где-то тут, плюс-минус несколько сотен метров, этот самый ************ и есть...
Я пошёл по спирали, расходящимися кругами...
И уже на втором круге мне стали попадаться какие-то рытвины и кучи, неглубокие продолговатые ямы...
На виденное мною ранее это не походило никак..
И вдруг мелькнуло нечто явно рукотворное, с прямыми линиями и чёткими гранями...
"Ага-а!"... я обрадованно рванул к увиденному "следу рук человеческих"...
Это был бетонный блок-пирамида с полметра высотой. На вклёпанной пластине из нержавейки значилось - "Смирченко Ирина Михайловна. 1909-1972"
Обычная практика - когда ликвидировался н/п, разрешалась эксгумация родственников с кладбища, чтобы перезахоронить их на новом месте.
Ямы и рытвины были раскопанными могилами... Я нашёл кладбище *************...
Возможно, у Ирины Михайловны не осталось родственников и её некому было перезахоронить.. Или она оказалась не нужна им ...
Она там не одинока - еще десятка два могил я нашёл с остатками каких-то надгробий, поваленных и покосившихся железных крестов и пирамид, каменных или бетонных плит... гораздо больше - ничем не отмеченных холмиков, которые теперь уже идентифицировал однозначно... Кое где торчали остатки железных оградок...
Но упомянутая могила была единственной, с читаемым именем.
Посёлок потом тоже нашёл. Выше по склону, метрах в пятиста...
Но то, что это был именно посёлок - понять сможет не всякий...
Единственным бесспорным свидетельством человеческого присутствия были два бетонных "пасынка" исчезнувшей анкерной опоры...
Всё остальное укрыто слоем лесной подстилки... нет ни фундаментов, ни кирпича печей, ни каких-либо иных видимых остатков строений.. разгрёб ботинком листву и подстилку в нескольких местах.. Попались куски черепицы, осколки фаянсовой тарелки, гвозди, оплавленное стекло и уголь от большого огня... И всё.
Памятники мёртвым оказались очевиднее следов живых...
Отредактировано DonKat (2022-11-29 03:26:41)
Поделиться52022-12-03 02:54:04
"ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ"
(Барсучку. Ну и всем, кому любопытно...)
Чтоб не "растекаться мыслию по древу" (а то разозлюсь... а обещал этого избегать...) попробую тезисно.
Нынешняя система образования требует реформы. Немедленной и глубокой!
Необходимо изменить сам подход к процессу образования и роли учителя в нём.
Сразу предупреждаю - будет скучно; много узкой специфики и примеров, сама проблематика не делится на отдельные задачи, так как они сплетены в один клубок взаимосвязанных проблем, потому заранее извиняюсь, если получится путано...
Не имею возможности судить и оценивать программы точных и естесственных наук - не мой профиль, а вот о курсе гуманитарном мне есть что сказать...
Например на Французскую Революцию отводится 2 часа.
Угу!
Это возможно! Осветить причины, изложить ход событий, обозначить основных деятелей... Детали "деть" должен заучивать и изучать самостоятельно...
Только он этого делать (в 95% случаев) не станет...
Потому кроме всего приходится разжёвывать каждую мелочь и нюанс (по два-три раза! Под запись!), потому, что в учебнике эти детали отсутствуют... и спросить "детю" их больше не у кого! Например - термидорианский календарь... Вот вы сейчас можете быстро объяснить 14-летнему подростку , чем знаменательна дата 18-го брюмера VIII года? И перевести её в нормальное летоисчисление?
Не считая годов жизни наиболее значимых фигур (штук 30-35, вроде графа Оноре Габриэля Рикети де Мирабо, 1749-1791гг), там ещё и более трех десятков дат. И все - важны! Ну нельзя же опустить "ночь чудес" или начало восстания в Вандее? Картинка не сложится, непонятно будет из-за чего сыр-бор? Чего они там не поделили?
Очень оптимистично выглядят задания, вроде "используя дополнительные источники, подготовьте рассказ о термидорианском периоде революции"(с)...
В общем - я могу за час-полтора рассказать Французскую Революцию.
Но ребёнок не способен усвоить эту информацию за один раз (взрослый-то не способен), а значит ему нужно неделю это учить... Он будет это делать?
Если его не заставить?
Вы сами-то будете?
Ах вам это не нуууужно!?.
А подростку пубертатного возраста?
Вон семикласник восьмикласнице ребенка сделал... Но это учитель виноват! Не интересно рассказал, что это за Вандея такая, и где она на карте находится...
Да хрен с ней, с Вандеей! Можно рассказать о Революции без "liberte, egalite, fraternite"? Без упоминария о Марсельезе? ( угу! Капитан Клод Жозеф Руже де Лиль , 1760- 1836гг, Песнь рейнской армии...)
А "Декларация прав человека и гражданина"? А Конвент? А освободительные походы? Бонапартизм? А экономические, социальные, политические итоги?
Втиснуть этот объем информации в отведённое время невозможно!
"Деть" должен корпеть над книгой!
Кто его должен заставить? Учитель? Вот с каждым из 104 восьмиклассников должен сидеть и контролировать?
Или всё же родители? А они сами способны проконтролировать выполнение "составьте рассказ о термидорианском периоде"???
Да им просто некогда этой фигнёй заниматься! У них взрослые заботы и проблемы!
Потому "онжедеть" получает двойку! Потом приходит "яжемать" и удивляется:
- почему у моего сирожы тройка!?
- потому, что мне себя жалко и я ему её незаслуженно "нарисовал"!
Вывод?
Два: 1) необходимо увеличить количество часов, отводимых на учёбу (по всем предметам); 2) необходимо прекратить практику перевода в следующий класс неуспевающих...
Я одному мальчику выставил итоговую двойку за 5 класс. И? В сентябре следующего года он оказался в 6-м...
За 6-й он тоже получил двойку!
Ну вы всё поняли... Не так ли?
Скажите, что я виноват в том, что не заинтересовал ребёнка? Правда?..
А читать его учить в 11 лет тоже я должен? Ему тетрадки сестра подписывала... он НЕ УМЕЕТ!
Продолжение следует.
Отредактировано DonKat (2022-12-03 04:02:04)
Поделиться62022-12-06 02:25:10
"ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ" (продолжение)
Итак!
Раз "яжематери" так пекуться о "онижедетях" - пусть не просто кудахчут над ними, но и либо учавствуют в их воспитании и обучении, либо принимают ответственность за своё бездействие...
В учебниках есть контрольные вопросы для проверки усвоения материала/темы... Любая "яжемать" может просто задать вопрос из списка и по учебнику проверить - выучил "онжедеть" домашнее задание или нет.
Но они этого не делают. Отчего?
Боюсь предполагать... Хотя мысли есть.... Особливо опосля некоторых однофорумчан...
Ладно. Пусть не все способны и не по всем предметам проконтролировать глубину и качество усвоения материала..
Но наличие рабочей тетради способны?
Открыть её и посмотреть, - чего там "деть" наработал? - способны?
Или и это за пределами возможного?
Получается интересная картина : родители выпнули поутру чадушко за дверь.. вечером чадушко явилось... Где оно было и чем занималось, "яжематери" и "яжеотцы" не имееют представления, но желают получить не менее как абитуриента МГУ...
Картины бывали - маслом и сыром...( Звоню:
- Здравствуйте! Я классрук..
- Что случилось? Что с Леночкой?
- Я у вас хотел узнать - что с Леночкой? Почему она не ходит в школу?
- как не ходит? Каждый день ходит...
- Но вчера её на занятиях не было и сейчас тоже нет... Потому и звоню.
- А где она?
Хороший вопрос!!!
Только не по адресу! Это тебя, дуру, надо спрашивать - где она?
И что делать? Искать "леночку"? Где? Как? В городе с населением под 200 тыс...
Бросить 33 других гаврика и заниматься твоей "молодой да ранней"?
Вообще-то у меня ещё и 7 часов уроков сегодня...
Сообщаю директору. А у неё таких "леночек" и "сирожей" аж 1200 душ...
Что делает директор?
Правильно! Сообщает в полицию."пропал ребёнок"..
Леночку находят.
И ставят на учёт. А семье назначают патронаж ...
Учитель с директором теперь "плохие"! "Опозорили семью"!
В советское время существовали "спецшколы" для вот таких леночек-сирожей - не может или не желает учиться, пожалуйста - грамоте обучат, но с этим аттестатом только на лопату или швабру можно расчитывать. И норматив был - два оставления на второй год по неуспеваемости прокатывало, на третий раз - звиняйтэ...
Сейчас же идиотизм "чтобы не травмировать психику ребенка - не оставлять на второй год! Пусть учится со сверстниками..."
А сверстники смотрят - чо за нафик? Я зубрю, вечера над книжками просиживаю..
А эти вот лоботрясы - забили на всё и... ничего страшного... также из класса в класс переходят...
Ну и зачем я буду напрягаться?
Не все - разумеется! 5% учится старательно и сознательно. Ещё 5% не научишь - хоть убей! (Это везде так, во все времена и во всех странах) 10% стараются, но им нужно помочь - им трудно... 10% - могли бы хорошо, но ленятся...
Итого - меньше чем треть. А две трети - это то среднее большинство, которое и составляет общество.
И вот влиять на них, примером быть должны первые 5%, а не вторые..
Но ведь дети понимают это лишь когда детьми быть перестают (и то - не все), а тогда бывает уже поздно.
Потому система отсеивания подобного балласта необходима.
А "яжематери" ярятся - "что мой/моя, хуже других?" "Вы должны подход к нему/ней найти, внимание уделить, заинтересовать"
Ну да! Вот их 34.. а внимание я именно твоему "детю" "должен" уделить? Он не хуже...Ну а чем твой "деть"лучше" остальных, что вот именно его выделить должен, обделив других? У меня на урок всего 40 минут отведено... если я 20 из них твоему отдам - другим что достанется? Хочешь своему внимания - так и дай ему его! Но тебе некогда - ты на работе...
То есть я тебя должен подменить???
Считаю, что начальный уровень младших классов должен быть одинаков для всех, а вот затем проводить так-скать, "калибровку" по оценке итоговых знаний, успеваемости, поведению... ежегодно. Как было в Союэе.
Были в царской России классические гимназии, были реальные училища и были начальные училища... Программы у них были разные.
Сегрегация?
Да - сегрегация. Она и так существует - есть же разделение на школы и гимназии?
А что делать? Иначе падает уровень общий...
Пусть будет несколько ступеней : начальная, средняя, полная школы и гимназия.
Зачем тащить в 10-11 классы человека, неспособного дискриминант посчитать или термины запомнить? Ну какая ему астрономия или аналитическая алгебра? Какая органическая химия???
И это я не касался еще проклятия всей нашей нынешней школы, от которого стоном стонет земля - программ ОВЗ...
О них - в следующий раз.
Поделиться72023-03-15 23:02:41
Ну что все о школе да о школе? "Боянить" - так "боянить"..
Хотя школьную тему обещал закончить... но уж черт с ней - в другой раз...
ЦВЕТУЁЧКИ
Носила меня, по молодости и безбашенной юности, нелегкая с разными интересными людьми вроде диггеров, спелеологов и других всяких... Вплоть до криптозоологов!!! Вот уж чудики!
Но речь не о них. Общаясь со спелеологами , некоторое время и я увлекся лазаньем по пещерам и прочим подземельям...
И вот как-то пошли мы с приятелем полазать по брошенным горным выработкам...
Там довольно глубокие штольни.. так и не знаю ни общей их протяженности, ни максимальной глубины.. Это целый лабиринт в горах... весь его я не прошел.. и не знаю никого, кто бы прошел его весь...
Одна из штолен, протяженностью около двух километров, проходит гору насквозь... вот её мы и хотели пройти...
Штольня была сырой и потихоньку пол понижался, понижался и допонижался до "ну ни фига себе затопленного"..
Водичка потихоньку струилась, уходя куда-то вглубь горы... воды было много, едва не по колено... так что шли мы в гермокостюмах, навьюченные рюкзаками, снарягой и приборами, не спеша (и вообще : спешка под поверхностью - плохая идея!)
Пол то повышался, то понижался.. Соответственно и глубина была то по щиколотку, то по бедра...
И в одном месте вдруг в воде (совершенно прозрачной, надо сказать) появились какие-то нити... Они были около полутора миллимитров толщиной, черно-коричневого цвета и с жирным блеском, как смазанные маслом.. колыхались в воде, как космы распущенных волос, только очень длинных - в десяток метров и больше...
Мы еще удивились: "ну надо же!?. В абсолютной темноте, совсем без света - и так-таки растёт!?."
От входа мы уже ушли около полукилометра, а над головою были сотни метров скалы... Так что темнота там действительно совершенная и абсолютная! Ручаюсь!
Что это была за водоросль или трава - не знаю...
Ну посмотрели, пожали плечами и пошли дальше.. Тем более, что дно стало понижаться, увеличилась глубина и трава кончилась...
Еще метров через 300 мы уперлись в завал - свод штольни обрушился...
Как назло, у нас не было респираторов... Ну вот забыли! Бывает!..
А порода обрушившаяся была с урановой смолкой...
Альфа-частицы и кожу не проходят, если неповреждена... Но вот лупать глазами без очков и дышать пылью - сильно не рекомендуется... Попадание урановой пыли на слизистые никому пользы не приносило..
Потому пытаться разобрать завал и пройти дальше мы не стали и повернули обратно... Штолен там немало - полазим по другим...
И вот доходим мы до участка с этой травой... Или водорослью... Или хрен её знает, что оно такое! Доходим и становимся, как вкопанные!
Вся поверхность воды зацвела!
Каждая "волосина", каждый отросточек всплыл к поверхности, высунулся на 1.5-2 миллиметра и зацвел крошечным желтым цветочком...
Они были маленькие - со спичечную головку, и ярко-желтые, как мандарины...
Это было шоком! Вот только-что , получаса не прошло - просто волосня какая-то черная в воде болталась, и вот на тебе - ярко-желтый ковер цветов.
Особенно остро это воспринималось из-за того, что глаз уже привык к мертвенной серости скалы... Контраст был ошеломляющий!
Стали мы их рассматривать...
Нить гладкая, колышется течением.. Кончик поднимается кверху, высовывается на поверхность и над водою - крошечный жёлтый шарик...
Особо там рассматривать не получалось - мы обвешаны снаряжением, аппаратурой, вещами.. Нигде нет ни одного сухого клочка, чтобы снять и положить вещи...
Поудивлялись и ушли...
До сих пор жалею, что не взял тогда образца... Ведь были ж контейнеры герметичные, тубусы от приборов и карт.. Блин! Да хоть в бутылку пластиковую надо было набрать воды и оторвать несколько "ниточек"...
Отнести в лабу к ботаникам университетским - что это такое?
Не сообразил...(((
А после в тех местах больше не бывал....
Сколько я потом не спрашивал людей - никто ничего подобного не знал... А если кто и знал - я с такими не пересёкся....
Возможно, спровоцировало цветение то, что мы всколыхали воду, или хватило нескольких десятков секунд света от наших фонариков... Или то, что поднялась температура воздуха от тепла нашего и дыхания... Все же микроклимат подземелий очень хрупкая система... мы замеряли - от присутствия людей температура колебалась до полутора градусов...
Хрен его знает..
Но вот такая история приключилась..
Отредактировано DonKat (2023-03-15 23:14:21)